abannyh (abannyh) wrote,
abannyh
abannyh

Category:

Гостиница "Большой Урал" в Свердловске


В 1930 году по заказу Уралоблисполкома был проведен открытый конкурс на проект
гостиничного комплекса в Свердловске. Победителем был признан 
И.А. Голосов
. Однако в следующем году здание начинают проектировать, получившие вторую премию свердловские архитекторы В.И. Смирнов и С.Г. Захаров. Одновременно перед главным фасадом гостиницы вокруг оперного театра архитекторами С.В.Домбровским и Н.А. Бойно-Родзевичем разбивается сквер. Дровяная площадь превращается в площадь Парижской Коммуны. В 1940 - 1941-х годах  архитектором М.В. Рейшером в архитектуру  Большого Урала добавлены лепные украшения и вазоны.

 

Конструктивистская компоновка плана позволила избежать монотонности.
Здание Большого Урала, изначально классически чистый конструктивизм, во всяком случае в проекте Голосова, постепенно  обросло  декоративными деталями. Большой Урал приобрел стиль  "больших пароходов". Здание  стало родственником  южным санаториям - спускающиеся по ландшафту в  зарослях сквера объемы с прогулочными "палубами"- террасами, верандами, балконами, 
с "капитанским в виде верхней веранды. Все это для публики в вечерних костюмах. Сквер напротив, тоже вполне в духе красной Ривьеры, с балюстрадами, вазонами, фонтаном, скульптурными львами . Вот пальм явно не хватает. При этом сквер был частью планов по устройству самой большой в мире площади (вот бы где нашлось место погулять  зимним ветрам -от Большого Синтетического театра(не построен) до Большого Урала). Прогулочный элементы носят символический характер - не то что бы летнее кафе с джазом, на террасах гостиницы вообще ни кто ни когда не показывался, даже   теплыми летними ночами. Чтобы сгладить неловкость  отсутствия живой публики, Большой Урал заполнили скульптурными заменителями, а круглую скульптуру в свою очередь заменителями барельефными - на фасаде ресторана появились   хлеборобы, сталевары, шахтеры. Не случайно часть балконов и балюстрад однажды срубили. Польза от всех этих   веранд была только одна - в 59 году на "капитанский мостик" забрел, сопровождавший  Никсона фотограф Howard Sochurek и  запечатлел сверху сквер и далее городок чекистов. ( Снимки с лейблом Life, остальным свердловским снимкам Sochurekа будет посвящен отдельный пост). Сегодня фасады выкрашены светлой охрой, в которой теряются белые кружева декора. Но я отлично помню, как  Большой Урал  многие годы был насыщено зеленого цвета- ассоциации с тяжелым бархатом зеленых портьер и, далее со всеми атрибутами "портьерных интерьеров" ковровыми дорожками, хрустальными люстрами-тортами, накрахмалеными скатертями  ему подходили. При этом дворовой фасад все время оставался без декора, лапидарно конструктивистским . Предпологалось строительство второй очереди, причем  в 70е выполнялся новый проект. В нем присутствовали все структурные  элементы перого здания  начисто лишенные шарма первоисточника.
В свое время Большой Урал был лучшей гостиницей города и принимал всех посещавших Свердловск VIPов ( 3х звездочный отель был самой дорогой на тот момент гостиницей Свердловска
 и в нем останавливались Никсон, Хрущев, Неру.) В годы войны в гостиницу была эвакуирована мастерская Дворца Советов,  не случайно находящийся рядом дом промышленности предпологал свой свердловский Дворец Советов, не то что бы  венчал себя скульпурой Ленина. Просто в дкомплексе  должна быть 17 этажная башня, на тот момент самое высокое здание в СССР, однако после пожара 31 года, от идеи башни отказались - остался только архитектурный ФАНТОМ.


 
На фотографии стройки Большого Урала отчетливо видна конструктивистская тектоника объемов. (На заднем плане стройящийся Дом Промышленности Фридмана.)


      . 

 
Едва  закончили строительство, приступили к  декорированию фасада.

 
Лев сквера.

 
.

  
Фото Sochurekа. Вид с веранды Большого Урал. На заднем плане городок чекистов. 

 
 
 Sochurekа. Городок чекистов( жилкомбинат НКВД) полукруглое здание-дом Динамо, корпус для несемейных сотрудников - (возможно в момент съемки уже гостиница Исеть, но на первом этаже еще не ресторан, а магазин спорттоваров Динамо.)

 
 
Sochurekа. Вид с веранды Большого Урала, углом выплывает конструктивистский объем Дома Печати. 

 Общий вид площади и сквера Парижской коммуны. Памятника Свердлову перед оперным театром не видно, зато строится высотная башня Дома промышленности
.

 
.

 
Большой Урал уже декорирован, дом промышленности достраивается

.

 
.

Лев Лев еще одинок, львица переедет к нему позднее.

 
Фотография 60 годов, балконы уже срублены, но покраска фасадов еще ориентирована на некую солидность. 

 

Фотография 90 годов гамма стала легковесной. .


 
 Фото Сушарика. Задний фасад. .

 
Неосуществленный проект второй очереди. 70 годы..
Tags: Архитектура, Большой Урал, Голосов, Конструктивизм, Свердловск
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments